26 апреля 2017 Просмотров: 818 Добавил: LeLis

Обзор рунета: Рецензии российских СМИ на "Затерянный город Z"

article5950.jpg

В предвкушении выхода фильма в российский прокат (27 авпреля 2017 г.!!!) предлагаем Вашему вниманию подборку свежих рецензий на него.

ОБНОВЛЕНИЕ! Добавлена рецензия от Антона Долина.

Radiovesti.ru: "Затерянный город Z": в погоне за мечтой

Антон Долин, 26 апреля 2017

В российский прокат выходит голливудская картина "Затерянный город Z" с Робертом Паттинсоном и Сиенной Миллер в главных ролях. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает об одной из самых интересных и загадочных фигур в истории человечества - британском исследователе Перси Фосетте, чья экспедиция бесследно исчезла в лесах Амазонии. Своими впечатлениями от фильма делится кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

"Затерянный город Z" - один из самых неординарных и странных фильмов сезона. И проще всего сказать о нем, что это - приключенческий боевик, что-то в духе "Индианы Джонса": археологи и авантюристы отправляются в далекие джунгли на поиски Эльдорадо.

Так-то оно так, картина действительно об этом. И в самом деле, в главных ролях здесь - мужественный красавчик Чарли Ханнем, сериальный герой и отважный борец с чудищами из "Тихоокеанского рубежа", а еще - бывший томный вампир из "Сумерек" Роберт Паттинсон, мало узнаваемый в бороде, ну и еще вечно прекрасная Сиенна Миллер.

Но все-таки "Затерянный город Z" предельно далек от попкорнового блокбастера. Осознавая, насколько реальность интереснее вымысла, авторы попробовали скрупулезно держаться фактов.

В жизни Перси Фоссета, офицера британской армии, посвятившего себя поискам мифического Эльдорадо, действительно было несколько экспедиций в "сердце тьмы" - и ни одну из них невозможно было назвать в полной мере удавшейся. Жизнь его была тяжелой чередой разочарований, но Фоссета это не сломило. В 1925 году он отправился в очередное путешествие и пропал без вести.

Фантазеры из Голливуда непременно досочинили бы красивый финал: вот он приходит к вратам желанного города, там его встречают воины в золотых доспехах и ведут к монарху на поклон… Но режиссер "Затерянного города Z" - не вполне из Голливуда, хоть он и американец. 48-летний Джеймс Грей - уроженец и житель Нью-Йорка, потомок еврейских эмигрантов из Российской империи и один из самых высоко ценимых в фестивальных кругах американских постановщиков. Его дебютная "Маленькая Одесса", в известной степени автобиографичная, как и большинство картин Грея, получила приз в Венеции, а "Ярды", "Хозяева ночи", "Любовники" и "Иммигрантка" (фильм выходил в России под позорным названием "Роковая страсть") показывались в Каннах. При этом кассовые сборы картин Грея на родине стабильно невысоки, зато рейтинг у критиков зашкаливает.

Подробное, медленное, фетишистски-обстоятельное описание воображаемой реальности в сочетании со своеобразной романтикой и идеализмом - фундамент стиля этого страстного поклонника "Нового Голливуда" и 1970-х, в котором многие видят нового Копполу или Скорсезе. Сам же Грей постоянно говорит о том, сколь многому его научило классическое итальянское кино.

В "Затерянном городе Z" обнаруживается еще одно влияние - обсессивных фильмов-авантюр Вернера Херцога, на всех вместе взятых героев которого похожи персонажи Джеймса Грея. Ну а если забудем о синефилии, в остатке будет хорошая и даже пронзительная драма о человеке, погнавшемся за мечтой и не отступившем от нее.

Канобу«Герой всегда прав». Критики в восторге от «Затерянного города Z»

Александр Башкиров, 25 апреля 2017

На этой неделе в российский прокат выходит фильм The Lost City of Z, известный у нас как «Затерянный город Z». Чарли Ханнэм из «Тихоокеанского рубежа» играет одну из самых интересных и загадочных фигур в истории человечества — британского исследователя Перси Фосетта, бесследно исчезнувшего в джунглях Амазонки.

Том Холланд из нового «Человека-паука» играет сына Перси, Джека Фосетта, присоединившегося к нему во время фатальной экспедиции, Роберт Паттинсон — верного помощника Генриха Костина, а Сиенна Миллер — жену, Нину Фосетт.

Фильм написал и поставил Джеймс Грэй, американский режиссер, известный по исторической мелодраме The Immigrant (в нашем прокате фильм шел под нелепым названием «Роковая страсть»; здесь и далее я использую нормальное человеческое «Иммигрант») с Марион Котийяр, Джереми Реннером и Хоакином Фениксом.

Критики очень высоко оценили картину: 88% на Rotten Tomatoes, 84 балла на Metacritic. Несмотря на приключенческую часть истории, перед нами скорее медитация в духе «Агирре, гнев божий», нежели остросюжетный фильм про похождения реально существовавшего аналога Индианы Джонса или Нэйтэна Дрэйка.

Поэтому отзывы весьма витиеватые.

Типичную хвалебную рецензию разместил сайт Consequence of Sound:

«Затерянный город Z» существует между двумя мирами — это бесконечно увлекательное слияние классики и модерна. Это отсылает к дуализму Перси, который все меньше и меньше знает о мире, в котором провел всю свою жизнь, все глубже погружаясь в мир чужой. Позади у него осталась семья, и Грэй показывает поступки человека, не представляющего жизнь без риска. Дело происходит на самой заре глобализации, и «Затерянный город» показывает ужас мира, остающегося загадочным даже после того, как все карты нарисованы и каждый уголок Земли посещен. [] Самый удивительный кадр фильма, который Грэй показывает в самом конце, предполагает, что единственный ответ — это уйти в туман неведомого, понимая, что ты из него можешь уже не вернуться. Таков порядок вещей в природе.
«Герой всегда прав». Критики в восторге от «Затерянного города Z»

The Hollywood Reporter объясняет, как Фоссет превратился из простого картографа в настоящего Индиану Джонса, уверенного в том, что где-то в джунглях похоронен великий город. В конце первой экспедиции он находит глиняные осколки, которые никак нельзя объяснить, и решает, что может изменить все представления об истории Северной и Южной Америки.

Но в отличие от Индианы или героев Киплинга (которыми восхищается сам Фоссет), у этого путешественника есть реальная жизнь. Разлука с умной и стойкой женой и молодым сыном Джеком причиняет ему настоящую боль, особенно когда сын спрашивает: «Вы мой отец?» У него будет еще два ребенка. Но, прославившись как самый смелый английский исследователь, Фоссет решает вернуться на Амазонку.

Рецензент New York Magazine оставил самый хлесткий и афористичный отзыв:

Нам надо ценить жанр фильмов про одержимых первооткрывателей, пока он еще существует. Ведь еще слишком рано рассказывать о настоящих космических исследователях и уже слишком поздно — об открытиях, сделанных белыми людьми. Создателям «Конг. Остров черепа» пришлось перенести действие в 1970-е годы, потому что появление спутников поставило крест на необследованных участках земного шара. Аборигены практически уничтожены, от джунглей и полюсов мало что осталось. Скоро нас ждет ностальгия по временам, когда нас могли съесть тигры или каннибалы.

The Guardian тоже советует присмотреться к последнему кадру:

С «Иммигрантом» Джеймс Грэй развился в режиссера, про творчество которого остается только говорить: «Таких фильмов больше не делают». Даже с небольшим бюджетом (нет панорам с сотнями статистов), масштаб его интимной картины больше, чем у многих блокбастеров. Последний кадр, в котором Грэй превзошел даже бьющую в сердце концовку «Иммигранта», — это глубокое заявление о красоте, чудесах и потерях; тот самый фрагмент идеального кино, ради которого мы регулярно ходим в кинотеатры, но которые так редко находим.

Сайт We Got This Covered «Затерянный город Z» разочаровал. По мнению рецензента, красота картины не компенсирует отсутствие глубины — герой тут слишком уверен в себе, приключения слишком интересные, чтобы можно было сомневаться в их положительном значении для человечества.

«Затерянный город Z» похож на смесь фильма «Копи царя Соломона» и «Сердца тьмы» с Ханнэмом в роли менее расистского Аллана Квотермейна. Отсутствие критического подхода к его приключениям можно было бы стерпеть, если бы весь фильм не был настолько пропитан романтизацией Фоссета и преклонением перед образом исследователя неизведанных территорий.
По мнению рецензента, любой фильм об исследователях прошлого должен разбираться с вопросами колониализма, но «Затерянный город Z» эти проблемы мало волнуют:

Фильм затрагивает проблемы колонизации, социальной иерархии, ролей мужчин и женщин в обществе того времени и даже войну, но делает это без всякой иронии, всегда принимая сторону безупречного и отважного героя. «Затерянный город Z» рассказывает историю, в которой герой всегда прав, и его приключения полностью оправданы.

Rolling Stone еще немного рассказывает про печальную концовку истории:

Старший сын Фоссета, Джек (которого отлично играет новый Человек-паук Том Холланд), присоединяется к отцу во время последней экспедиции 1925 года, во время которой они исчезнут (и это исчезновение не могут объяснить и в наше время). Грэй не пытается составить конкуренцию полотнам Фрэнсиса Копполы в «Апокалипсисе сегодня» или Вернера Херцога в «Агирре, гневе божьем». Его подход более мягкий, более классический, но конечный эффект настолько же мощный. Фильм останется у вас в сознании, как Эльдорадо осталось в сознании Фоссета. Этот фильм не скоро покинет ваши сны.


Новый взгляд: «ЗАТЕРЯННЫЙ ГОРОД Z»: ЛЮДИ И РУИНЫ

Главный минус «Затерянного города Z» — обманчивая рекламная кампания. Ознакомившись с синопсисом, взглянув на постер и посмотрев трейлер, можно подумать, что это очередной фильм, подражающий «Индиане Джонсу» — и очень сильно ошибиться. «Затерянный город Z» — не о загадочных древних артефактах и постройках, не об увлекательности ремесла исследователя, а о влиянии навязчивой идеи на отдельного человека и формировании его убеждений. Это в первую очередь очень сильная и глубокая личностная история, а уже потом — приключенческий фильм с джунглями и аборигенами на фоне.

Удивительно, но ранее особо не успевшие себя зарекомендовать хорошими драматическими ролями Чарли Ханнэм, Роберт Паттинсон и Том Холланд на выходе выдают отличный пример взаимодействия между актёрами в целях убеждения зрителя в реальности своих персонажей и существовании их не только на камеру, но и вне съёмочного процесса. Даже несмотря на довольно нетипичных для их типажей героев, артистам удалось попасть в свои роли — и в саму эпоху — на сто процентов.

Что также идёт фильму в зачёт, так это его исторический контекст. Реалии начала XX века в «Затерянном городе Z» показаны достаточно достоверно и убедительно, а извечный для жанра конфликт общества и противопоставленного ему героя не выглядит надуманным и высосанным из пальца. У «Затерянного города Z» прекрасно получается погрузить зрителя в свою атмосферу, скрупулёзно и в деталях перенесённую из реальности — и грех не влюбиться во всё это великолепие элегантных манер и элегантных костюмов.

Именно поэтому по жанру «Затерянный город Z» больше склоняется к достаточно вольному, но в основном правильному во всех смыслах байопику, чем к боевику. Или даже в какой-то степени к документальному фильму — картинка настолько сочная и живая, что кадры адски жаркой и в то же время невыносимо притягательной Амазонии с успехом могли бы быть вставлены в фильм BBC без потери общего качества. То же касается и самого способа съёмки — слегка винтажно, достаточно специфично, но невероятно стильно.

В чём проблема — зритель попросту может не получить от просмотра ожидаемого эффекта. Да, «Z» всё ещё остаётся фильмом об исследователях в тропиках и здесь вполне присутствует необходимый аудитории экшен, но акцент на человеческих судьбах и на раскрытии героев может слегка дезориентировать. Это никоим образом не означает, что «Затерянный город Z» не стоит смотреть — стоит, ещё как. Просто не ради пышущих энергией кадров с бравым воякой-авантюристом, а ради ознакомления с историей одного из многих выдающихся на свете людей — Перси Фосетта.

Голубев Даниил


АфишаDaily: Алексей Васильев разбирает Роберта Паттинсона

В прокат выходит «Затерянный город Z» с бородатым Робертом Паттинсоном на втором плане, который в мае разменяет уже четвертый десяток и в очередной раз смоет кровь «Сумерек» участием в конкурсе Канн. Кинокритик Алексей Васильев — о превращениях актера.

Борода

В этом сезоне лучшие пали жертвой синдрома бороды — и Роберт Паттинсон не стал исключением. Виной тому «Оскар» Леонардо Ди Каприо: актер, одаривший своими гримасами две дюжины экранных ребят, которых мы не пожелаем забыть, получил приз за роль, в которой, чтобы разглядеть, чего он там играет, пришлось бы покопаться руками в неопрятной растительности. Сам он вышел за статуэткой гладко выбритый, но как результат — годом позже Кейси Аффлек был вынужден увековечиться со своим первым и, возможно, единственным «Оскаром» в копне, требовавшейся ему в те дни для съемок, с которых он отпросился на день церемонии, и ему это совсем не понравилось, о чем он так прямо и сказал на красной дорожке.

Теперь в бороде лопатой с афиш наших кинотеатров зыркает взором духоборца Роберт Паттинсон. В фильме «Затерянный город Z» он играет адъютанта майора британской армии, отправившегося сто лет назад в дебри Амазонки на поиски древних цивилизаций. А ведь ему еще только 30 лет, и роль даже не главная, да и сам приключенческий фильм словно заточен, чтобы раздражать любителей приключений: в постановке автора смурных пролетарско-иммигрантских семейных мелодрам Джеймса Грея давнишняя история служит поводом к дистанционной медитации над увлечениями допотопными книжками Райдера Хаггарда и Джозефа Конрада довоенных мальчишек, которые, повзрослев, смогли снарядить в теперь уже подробно нанесенные на карты до последней кочки джунгли только киносъемочные экспедиции — Херцога, Копполы, Фонса Радемакерса. От самого желанного лица конца нулевых остались одни глаза — они таращатся из зарослей волос и джунглей, как из могилы, в которую кумир добровольно закопал себя, а заодно — последние крохи юношеских надежд 2009 года.

Валентино из 1920-х

Созданный Паттинсоном в ленте «Сумерки» образ наряженного школьником столетнего вампира Эдварда Каллена, который, влюбившись в одноклассницу, не рискует осуществить свою любовь физически, дабы не потерять голову и не искусать избранницу, и в итоге пять фильмов кряду терзает себя и ее фрустрацией, сделал 22-летнего тогда актера объектом массовой истерии, сопоставимой по размаху с той, что сопровождала Ди Каприо в дни выхода «Титаника» в ноябре 1997-го.

Сравнение лестно — и все же умаляет масштабы бедствия с Паттинсоном. Дело даже не в прошедшей за те 11 лет технической и маркетинговой эволюции, позволившей новой звезде перекочевать с пришпиленных над кроватью журнальных постеров и полиэтиленовых пакетов, которыми довольствовалась рожа Ди Каприо, прямиком на заставки смартфонов и лаковые сумочки на молнии. К моменту выхода «Титаника» все сегменты киноаудитории, от фестивальной до эмтивишной, уже успели увлечься Ди Каприо: он уже побывал Ромео и Рембо, выдвигался на «Оскар», низводил Де Ниро и бегал с ведром на голове вокруг Депардье — «Титаник» только свел все эти категории поклонников на одном борту. К моменту появления на прилавках книжных лавок всего мира богато проиллюстрированных и снабженных постерами подарочных экземпляров биографической книги Вирджинии Блэкберн «Роберт Паттинсон. Сага о вампире» в конце 2009 года мы знали ее героя по единственной роли в единственном фильме. Строго говоря, по двум, просвещала книга, разлетавшаяся в дни финансового кризиса и электронных изданий со стремительностью, какой бы позавидовали бестселлеры печатной эпохи. В 2005 году он навещал Гарри Поттера: в фильме с подзаголовком «Кубок огня» Паттерсон наградил победительной улыбкой и статью студента Хогвартса Седрика Диггори — в свой первый кадр он так изящно приземлился из-под кроны дерева, что очкарик даже повалился от неожиданности, и первое, что сделал Паттинсон, отрекомендовавшись, — это протянул руку Поттеру и помог ему подняться. Тот еще не успел встать на ноги, как Паттинсон, отвернувшись от него, шагал по направлению к зрителю пружинистой походкой позера, эффектным появлением затмившего стационарную звезду. Так он прогарцевал весь фильм, чтобы погибнуть в финале, оставив девичьи сердца в пытках, а рецензента Times с пророчеством «британская звезда завтрашнего дня» на кончике пера.

В «Сумерках» он тоже много прыгает по деревьям, взлетает ночью к окну спальни прекрасной девы, разбрасывает банду хулиганов, останавливает рукой несущийся пикап и способен загрызть льва — отнюдь не в переносном смысле. Единственное, чего он не может, — это остаться и поцеловать. Его экранный арсенал — арсенал типичного романтического любовника немого кино 1920-х, когда Эдвард Каллен был молод душой и по паспорту. И истерия по безукоризненному любовнику, который тем желаннее, что способен на все, кроме как опорочить, залетела к нам оттуда же, из времен Рудольфа Валентино. Первый любовник экрана, при бриолине и маникюре, Валентино протанцевал орды своих доходивших до самоубийств поклонниц через последовавший за Первой мировой декаданс с его излишествами к кануну Великой депрессии. Авторы «Сумерек» даже сами намекнули на принадлежность Паттинсона к этому, казалось бы, вымершему роду кинозвезд: в четвертой серии «Саги» есть ретросцена, где мы видим Каллена в молодости — в многоярусном кинотеатре 1930-х, где проекцию луча киноаппарата на квадратный черно-белый экран преграждают клубы табачного дыма — как после взрывов при Арденнах, где он некогда погиб, чтоб превратиться в вампира. Он в кепи, драповом пальто и при галстуке, выслеживает глазами в проходах негодных парней, насильников, грабителей и убийц, чтобы подкараулить у туалета, прижать к стенке и впиться губами в горло.

Экзотика

Характерно, что единственная роль Паттинсона, точившаяся как звездная на большой студии, предполагавшая капитализировать его успех в «Сумерках», одновременно обеспечить его переход в разряд кассовых тяжеловесов и солидно на этом нажиться, была в картине «Воды слонам!», которая не только повествует о 30-х годах, но и сюжетно представляет из себя нагромождение экзотики, какая могла быть востребована только наивной эпохой: тут и бежавший с цирком безработный времен Великой депрессии, и роман на арене, и жестокий ревнивый муж избранницы в ботфортах тирана-дрессировщика. У зрителей глаза лезли из орбит: возможно ли в наш век на голубом глазу в цвете и на широком экране два с половиной часа городить околесицу, взятую напрокат у подслеповатого послевоенного «Тигра Акбара»?

И все же деньги текли в кассу — хотя невооруженным взглядом было заметно, что посреди этого вертепа в коллективе приличных исполнителей (Кристоф Вальц, Риз Уизерспун) неловкости не испытывали только, собственно, слоны. И — Роберт Паттинсон. То же повторилось на съемках «Королевы пустыни» Вернера Херцога об исследователях Аравийского полуострова в период между войнами, попытке сделать большое кино в популистском стиле костюмных сериалов BBC: красноречиво старая Кидман в роли девочки паясничает, как зарапортовавшаяся Рената Литвинова, Джеймс Франко от непопадания в тон покрывается морщинами и рытвинами на щеках, и только Паттинсон в криво нахлобученной арафатке Лоуренса Аравийского откровенно развлекается, заряжая экранные минуты своих кратких выходов беззаботным весельем.

Вот в этой старомодно-наивной бесстыжей экзотичности — то, что отличает его от других нынешних. Паттинсон пришел к школьницам в похожий момент потребности в Валентино. Перед Валентино была Первая мировая, перед Паттинсоном — 11 сентября. Кануну исторического теракта посвящен единственный фильм, для которого Паттинсон поработал исполнительным продюсером, — честная мелодрама «Помни меня», где актер сыграл парня, которого мы тогда потеряли: при сигарете, похмелье, гитаре, злобе на предков, чувстве потери, в бегстве от правил в любовь и искусство, и чихал он на завтра, потому что не ведал, что завтра может не быть.

Стратегия идола

Одновременно со съемками во второй серии «Сумерек», где его герой в основном красноречиво отсутствовал, будучи в бегах от Беллы, Паттинсон успел сыграть еще одну вариацию любви, в которой невозможна близость. Сам его персонаж — Сальвадор Дали — казалось бы, понукает добавить «на совершенно другом материале», но именно такое утверждение выдало бы близорукость. В «Отголосках прошлого» те же годы после Первой мировой, что породили вампира в Эдварде Каллене, те же кепи, тройки, галантность, дадаизм — всепронизывающая наивность кручености. Действие происходит в испанском университете в 1922 году, где студентами познакомились Дали, Лорка и Бунюэль. Фильм основан на предсмертных россказнях Дали, что они с Лоркой влюбились друг в друга, как бывает раз в жизни, но Дали в самый решающий момент психологически и физически оказался не готов отдаться другому парню. Эта застрявшая в душе Дали незавершенность — по фильму — совсем в духе Фрейда, бывшего тогда на коне, — и определила всю последующую жизнедеятельность Дали, который первым среди художников при жизни сделался идолом именно в силу того, что сохранял дистанцию ко всему, что делал, не отдавался творчеству, а продавал идею о нем.

О создании идола — лучший фильм с Паттинсоном, «Лайф» Антона Корбейна: он играет фотографа Денниса Стока, что в 1955-м перед премьерой первого фильма Джеймса Дина и за полгода до его гибели сделал ту самую серию снимков, что запечатлели актера в его естественной обстановке, на улицах февральского Нью-Йорка, в прокуренных рюмочных, актерской студии Ли Страсберга и среди свиней, тракторов и племянников родной фермы Дина в Индиане, и таким образом создали легенду, впервые предложив взамен постановочного лоска голливудского идола естественность сырой фактуры его корней. Дин гибнет, Сток (вампир, забравший его жизнь ради нового слова в фотожурналистике? можно и так прочесть) начинает блестящую карьеру длиной в полвека, между ним и объектом его интереса всегда дистанция в длину фокуса.

В фильме Кроненберга о непрочности голливудских идолов «Звездная карта» Паттинсон играет лос-анджелесского таксиста, чья любовь может быть искренней, но на нее не стоит полагаться там, где секс — орудие продвижения. Впрочем, здесь он повторяет в миниатюре тему, развитую им в роли мопассановского «Милого друга» — единственном и многохлопотном опыте кинопостановки в биографии прославленного театрального режиссера Деклана Доннеллана.

Невозможное

По мере того как «Сумерки» отодвигаются в прошлое, а с ними — та пора в жизни поклонниц Паттинсона, когда в кино ходят часто, все более рафинированными становятся его кинопроекты. Мопассан в постановке театрального деятеля, видного, но ни черта не смыслящего в кино. Драматизированная экранизация фотосессии в постановке фотографа The Rolling Stones. Критика современного капитала, с пальпацией простаты и Жюльетт Бинош, экранизированная почти полностью в салоне одного лимузина («Космополис»). Даже самый простой и понятный из его фильмов, «Помни меня», и тот с вывертом: в качестве двигателя интриги он заимствует безобразно-стилизаторский оборот из гусарско-драгунских анекдотов а-ля «Большие маневры»: он заключил пари, что завоюет ее, да сам по ходу влюбился, а она все узнала — и было не оправдаться. Его герои все настойчивее возвращаются призраками эпохи сексуальных неврозов по Фрейду — Дали, Лоуренс Аравийский, вот теперь — адъютант одержимого амазонского картографа Перси Фосетта. То и это совмещает его на сегодняшний момент самый диковинный проект — «Детство лидера». Фильм молодого актера Брейди Корбетта, где страсбургский раздел мира после Первой мировой предстает как в трепыхании свечи, при которой читали первое издание «Толкования сновидений», бросающей, однако, сполохи на природу тоталитаризма конца 1930-х, приведшего к новой войне.

В будущем портфолио актера снова сплошь фильмы, которых никогда быть не должно по определению. Хронограф пубертатного созревания Хармони Корин затеял с ним кино про месть вышедшего из тюрьмы уголовника своему подельнику. Француз Оливье Ассайяс, напоминающий школьного учителя интеллектуально раскованных 70-х, наукообразно пробалтывающегося своим студентам о собственных увлечениях гостиничной порнографией и дешевым чтивом, снимает его в роли вора, посягнувшего на голубой бриллиант босса чикагской мафии в исполнении Сильвестра Сталлоне. Еще одна француженка, Клер Дени, баба с яйцами и японской склонностью прорабатывать больше специфику природного освещения, нежели традиционную психологию, и вовсе отправит его в космос.

Фильмы, которых никогда не должно быть. Любовь, которая никоим образом не может осуществиться. Персонажи, настолько далекие, что их уже нет смысла слушать. Возможно, Паттинсон больше других идет сегодня в ногу с эпохой, чьи технологии разворачивают человека в сторону того, что нельзя пощупать руками. Неосуществимое. И все-таки он продолжает настаивать на осуществлении, даже если в половине случаев выходит тряпичная кукла с криво пришитыми пуговицами вместо глаз. Хуже того: он заводит других сочинять невозможные проекты, а третьих — финансировать их.

Когда неврозы 1920-х подошли к концу, повзрослевшие неврастеники пустились в паломничество на Восток. Один из них, Герман Гессе, вернулся оттуда с книгами, в которых описал словами то, что не поддается словам. Может быть, и Паттинсон, этот Арлекин из кунсткамеры безумных генетиков, своей изысканной шкурой посланца Dior однажды опредметит нам то, что для удобства называют душой?


CINEMAFLOOD: «Затерянный город Z»: О доблестях, о подвигах, о славе

Фильм «Затерянный город Z» по книге журналиста Дэвида Гранна об экспедиции британского полковника Персиваля Фосетта заявлен как приключенческая драма, хотя в действительности это жизнеописание одного отчаянного смельчака, искавшего одно, а по пути обретшего нечто большее.

Взять реальность за основу
Американский режиссёр Джеймс Грей, известный по «Роковой страсти» с Марион Котийяр, заинтересовался историей о поиске древних исчезнувших цивилизаций в Южной Америке и снял кино, главную роль в котором исполнил британец Чарли Ханнэм. Персиваль Фосетт — лицо не вымышленное. Он был офицером британской армии в годы Первой мировой войны и действительно отправился в 1925 году в амазонские джунгли на поиски затерянного города и таинственно исчез вместе со своими спутниками. Картина начинается с того, что в довоенные годы Британское географическое общество предлагает пострадавшему за грехи отцов майору Фосетту отправиться в Южную Америку, чтобы составить карту неизведанных территорий, представляющих интерес из-за поставок каучука. Майор соглашается: изнурительное и опасное путешествие прельщает его только тем, что возможный успех поможет ему восстановить репутацию и принесёт награды.

К счастью, это лишь завязка; лента развивается в ином направлении. Судьба забрасывает Фосетта в Амазонию снова и снова, и каждый раз он возвращается в край индейцев и пираний другим человеком, и в этом «вечном возвращении» (вспоминая Ницше) и есть смысловой стержень картины. Надо отдать должное Грею, он не поддался искушению и не сосредоточил всё внимание на борьбе за выживание в джунглях или столкновении европейского мировоззрения с индейским — темах, освещённых в кинематографе стараниями не только Вернера Херцога, но и современных постановщиков, таких как Сиро Герра, снявшего в 2015 году «Объятия змея».

Не быть как все

Сюжет «Затерянного города» подбрасывает поводы для возмущения зрителям, ратующим за правдоподобность происходящего на экране. В фильме ни разу не показывают, как Фосетт с командой добирается до родного туманного Альбиона. Герои застряли в экваториальном лесу, у них закончились припасы, а враждебные племена так и норовят пустить в ход копья и стрелы, но тут действие в один миг переносится в Британию. Такое пренебрежение логикой заявленного жанра подтверждает, что «Затерянный город» не приключенческое кино. Одновременно видится ловким ходом, наводящим на мысль, что лишь движение вперёд имеет значение.

Лента своеобразно рассказывает об обретении своего места в мире, пусть и не избегает сюжетных линий, способных похоронить любое произведение под грудой обвинений в штампованности. Грей ходит по краю, но знает, что делает, и хочется верить, что режиссёрская прозорливость, а не пустое пижонство, стоит и за тем, как фильм выглядит. Восхитительная картинка подчёркивает лучше всяких слов, что с точки зрения ключевого персонажа поиск красоты не менее важен, чем движение к истине и высшему смыслу бытия.

Центральной фигурой на протяжении всего фильма остаётся Фосетт, и степень веры зрителя в его идейную одержимость во многом зависит от мастерства исполнителя главной роли. Чарли Ханнэм ни разу не даёт усомниться, что ему по силам сложные актёрские работы. Запоминается и Роберт Паттинсон, совершенно не узнаваемый в роли Генри Костина, ближайшего соратника Фосетта. Удивительно, но даже знаменитая русская актриса Елена Соловей в какой-то момент появляется на экране в маленькой, но колоритной роли.

Бороться и искать
Лента даёт почувствовать, как изменилось время, пока герой скитался по далёким землям. Первая мировая война стёрла с лица земли большинство монархий с их табелями о рангах, регалиями и титулами, которым не нашлось места в новом мире. Надёжные ценности вроде родовитости и семейной репутации вмиг стали пережитками. Потеряв возможность цепляться за прошлое, люди бросились в погоню за будущим. Новые ориентиры не заставили себя долго ждать. Из истории известно, что, к примеру, американцам власти наобещали скорого благосостояния, и народ побежал скупать ценные бумаги.

Фосетт, на первый взгляд, получил всё, к чему стремился с самого начала, но его идеалы с тех пор разительно изменились. Неспешный темп повествования позволяет проследить за эволюцией мотивов и целей главного героя. Вначале он хочет заслужить покой и наслаждаться личным счастьем в семейном кругу, затем загорается идеей раздвинуть узкие представления людей о том, что им неведомо, а после приходит к убеждению, что важна лишь личная вера в Затерянный город, который для каждого свой.

В конечном счёте, подлинный смысл картины Грея — в духовном развитии человека и познании истины. Герой словно пробуждается ото сна и обнаруживает, что всё, чего он желал прежде, лишено всякого смысла. Устремившись к новым целям, Фосетт словно обретает просветление подобно буддистским монахам. Оставить позади суету и земные привязанности — вот к чему должен стремиться человек согласно индийским учениям. Открытый финал картины позволяет думать, что полковник Фосетт постиг восточную мудрость, пусть и отправился за ней на Запад.

Вердикт
Фильм, который вряд ли захочется пересматривать. Впрочем, это не означает, что им можно пренебречь: кино, заставляющее зрителя шевелить мозгами, встречается не так часто.

6/10
Ярослав Пилюгин


КИНОАФИША: Атлантида посреди джунглей

«Он не слишком разборчив в выборе своих предков», - так говорили про майора Фосетта. Это значило, что на его армейской карьере можно смело поставить крест. Собственно, с такой «родословной» дорога у офицера одна – служить себе безмолвно на задворках Британской империи и на повышение не рассчитывать. Он и служил. Однако обычных «задворок» судьбе показалось мало. И Фосетта послали в Бразилию, в джунгли. Да в такой район, откуда никто никогда не возвращался назад. Ни разу.

Тем не менее, Фосетту повезло: он выжил и вернулся домой. Но жить без Амазонии уже не мог. К тому же, туземцы кое-что ему рассказали: мол, прячется в джунглях золотой призрачный город, построенный еще до прихода белого человека. Да и сам Фосетт (Чарли Ханнэм) наткнулся на следы какой-то древней цивилизации, правда, найти ничего существенного не сумел. Впрочем, это беда поправима. Ведь через пару лет он и его друг (Роберт Паттинсон) снова выйдут на поиски – и на этот раз не отступят…

«Затерянный город Z» - фильм-обманка. Прежде всего, это касается жанра. Вам кажется, что вас ждут приключения или триллер? А вот и нет! Джеймс Грэй снял самый обыкновенный байопик. В меру романтичный и не в меру занудный. С большим количеством сентенций (часто ненужных) и полным отсутствием экшена в привычном смысле этого слова. По сути, перед нами просто конспективный пересказ двадцати лет жизни известного британского путешественника, причем пересказ дотошный, но далекий и от логики, и от того, что было на самом деле.

Персивал Харрисон Фосетт действительно искал в бразильских джунглях следы древнейшей цивилизации (кстати, он называл ее Атлантидой). Поиски длились с 1905-го по 1925-ый. При этом он был довольно заметной фигурой своего времени: входил в Королевское географическое общество, дружил с Артуром Конан Дойлем (тот, опираясь на рассказы друга, написал «Затерянный мир»). Вышла в свет и книга самого Фосетта: после его смерти было издано «Неоконченное путешествие», составленное по рукописям, письмам и полевым дневникам. Правда, на самом деле, экспедиций было семь, а не три, как убеждает нас фильм: после войны Персивал не отказался о своей безумной затеи, а продолжил «бороздить» джунгли.

Что же касается «Затерянного города Z», то одна из его проблем вот в чем: он пытается «объять необъятное», пытается затолкнуть в два часа экранного времени двадцать лет жизни. В итоге мы имеем некий набор событий, где ни одно не раскрыто полностью: все подаются схематично и скомкано. А как внезапно прерывается первая экспедиция! Нам долго рассказывают, что ни одна живая душа никогда не возвращалась из того района; что путникам плыть до цели тридцать лет и три года… А по нашим ощущениям – раз! – и они через неделю уже у цели. И сразу же заторопились домой, хотя под ногами глиняные черепки древнейшей цивилизации.

Честно говоря, меня такое скороспелое возвращение здорово удивило. Я даже долго отказывалась ему верить: мало ли, может чудный сон снится герою. Откуда вдруг взялся Лондон? Мы же только что вошли в джунгли – и вдруг опять светские салонные разговоры! Зачем? Но еще более схематичным получилось второе путешествие, от третьего и вовсе остались рожки да ножки. А, например, война и вовсе смотрится каким-то вставным эпизодом, единственная цель которого – затормозить действие. (Хотя оно и так едва теплилось, если честно).

С логикой всё тоже не слава богу. Откуда посреди джунглей берется лошадь? Она несколько месяцев плыла с героями на их хлипком плоту? Тогда, скорее уж, под плотом, ведь мы же ее почему-то не замечали. И по какой причине Перси Фосетт так позорно сбегает из джунглей прямо на пороге открытия века? Говорите, у него закончился провиант, пора возвращаться? Да ведь он только что застрелил матерого кабана! Или это последняя живность в лесу? Или последний патрон? Так скажите же нам об этом, почему мы должны догадываться?

Но хуже всего дела обстоят с финалом. Мы так ждали вожделенный золотой Эльдорадо, а вместо него – пшик. Да, понятно, что история этих поисков закончилась не самым радужным образом, но чувство, что тебя попросту обманули, всё равно не проходит. Несладко приходится и актерам: здесь собран отличный каст (Чарли Ханнэм, Роберт Паттинсон, Сиенна Миллер), однако сценарий и пунктирная подача материала не дают им развернуться в полную силу. В общем, как ни крути, «Затерянный город Z» - это всего лишь неплохая идея, неплохо снятые джунгли и… и на этом всё.

Вера Алёнушкина  

 


SCI-FI-NEWS: Затерянный город Z — обзор, обсуждение и объяснение концовки

Внимание! Спойлеры!

Зловещее очарование Амазонки вполне понятно. 7 миллионов квадратных километров таинственных лесов — даже сегодня эта территория манит любителей приключений. В 1925 году тяга к странствиям стала непреодолимым соблазном для полковника Перси Фосетта, который отправился в тропический лес, чтобы больше не возвращаться.

«Затерянный город Z» — это крупномасштабная приключенческая история, которая рассказывает о одержимости Фосетта и его желании найти потерянную цивилизацию, существование которой не было подтверждено. Основанный на лучшим романе Дэвида Гранна фильм «Затерянный город Z» бережно обошелся с первоисточником. Однако есть в картине эпизод, когда фантазия взяла верх над историческими фактами — концовка.

«Затерянный город Z» — сталкивается с единственной проблемой: никто не знает, как на самом деле закончилась эта история, ведь Фосетт и его сын Джек пропали без вести.

«Затерянный город Z» — настоящая концовка

Неопределенность, которой заканчивается биография Фосетта поэтична и трагична, что только разжигает интерес к его истории. Мы наблюдаем за жизнью человека, поглощенного жаждой познания. Он много раз возвращался к Амазонке, словно это была его настоящая родина.

К 1925 году Фосетт, которого сыграл Чарли Хуннам, был известным исследователем, который успел совершить множество экспедиций на Амазонку. Каждое новое путешествие разжигало его любопытство к мифическому городу Z — Фосетт хотел найти древние руины. В свою последнюю поездку он взял 21-летнего сына Джека Фосетта и друга Джека (которого в фильме не было).

Трое исследователей бесследно исчезли — последний раз их видели в регионе, известном, как лагерь мёртвых лошадей. Все версии случившегося были одинаково ужасными: кто-то считал, что исследователей похитили или убили, кто-то говорил, что их съели дикари-людоеды, кто-то был уверен, что путешественников убили тропические джунгли.

Их исчезновение вызвало шумиху, которая продолжалась многие годы. За это время множество исследователей отправлялись на поиски следов Фосетта. Не менее 13 экспедиций отправились к Амазонке, чтобы пройти маршрутом Фосетта. Эти путешествия редко заканчивались хорошо — около 100 исследователей погибло.

После исчезновения Фосетта его верная жена Нина рассказывала другу о своем психическом состоянии. Вот, что она сказала:

«Мое сердце разорвано ужасными отчетами, которые я вынуждена читать, и мое воображение рисует ужасные картины того, что могло случиться. Требуется вся моя сила воли, чтобы прогнать эти ужасные мысли».

Как объяснить исчезновение Фосетта?

В фильме Перси и его сына Джека внезапно окружает племя аборигенов. Исследователей берут в плен. В заключительной сцене мы видим, как путешественники вместе с аборигенами отправляются к месту, которое напоминает мистический город Z.

Концовка неоднозначна и допускает различные трактовки. Ритуалы аборигенов заканчиваются тем, что Фосетта и его сына вполне могут сделать священными жертвами. При таком раскладе Z — это земля, которая находится где-то между жизнью и смертью, между двумя реальностями. Это место и нашли Перси и Джек.

Другое возможное объяснение концовки основано на книге Гранна, в которой подчеркивается растущая уверенность Фоссета в том, что он ищет мистическое, сверхъестественное место.

«К 1924 году Фосетт делал много записей о конце света и мистическом атлантическом королевстве, которое напоминало Эдемский сад».

Возможно, Фосетт следовал духовной цели, надеясь прикоснуться к волшебству. По словам Гранна, последователи Фосетта верили, что он достиг своей цели и открыл Z, но это оказался не город, а портал в другое измерение.

То, что действительно произошло с Фосеттом, неизвестно и, скорее всего, навсегда останется тайной. Гранн (автор книги о Фосетте) прошел путем исследователя и столкнулся с индейским племенем, представители которого утверждали, что группа Фосетта, вероятно, была убита индейцами. Этот сценарий представляется наиболее вероятным. Однако попытка Фосетта найти Затерянный город Z — это увлекательная история, которая может заставить вас поверить в чудеса.


КИНО-ТЕАТР: "Затерянный город Z": Джунгли зовут

Новая лента Джеймса Грэя «Затерянный город Z» (The Lost City of Z) - самая крупной работа режиссера, который ранее предпочитал более камерные проекты. Впрочем, вряд ли кто-то еще бы подобрал правильную интонацию для истории Перси Фосетта - британского топографа, пропавшего с сыном Джеком в бассейне Амазонии в 1925 году во время поисков загадочного города древней цивилизации.

«Затерянный город Z»: Джунгли зовут

В 1906 году Королевское географическое общество направляет майора Перси Фосетта (Чарли Ханнэм) в Боливию, чтобы нанести на карту неизведанные территории. Фосетт, мечтающий восстановить доброе имя семьи, подпятнанное пьяницей-отцом, некогда членом КГО, соглашается. Сердечно попрощавшись с женой Ниной (Сиенна Миллер) и маленьким сыном Джеком, Перси отправляется в экспедицию, откуда вернется зараженный идефиксом - найти древний золотой город, построенный в джунглях предположительно раньше, чем возникла западная культура. К 1925 году в его резюме окажется еще одна экспедиция и Первая Мировая, а семейство пополнится сыном и дочерью - Брайаном и Джоан.

«Затерянный город» с первых кадров кажется Грэю велик: как будто на подростка напялили отцовскую униформу, кое-где подогнав. Размашистая история, охватывающая первую четверть ХХ века, - легко представить, как любой другой постановщик с помпой заставляет камеру летать над дождливыми лесами, намагничивает диалоги в диких условиях досужим экзистенциализмом, а из военной главы фосеттовской жизни делает мясорубку. Скромник Грэй, шесть лет бившийся над адаптацией одноименного нон-фикшн-романа Дэвида Гранна, почти не поднимает голоса, да и камеру - она смотрит героям в глаза, иногда подкрадывается чуть-чуть снизу и совсем редко оказывается на небольшом возвышении.

Для режиссера «Любовников» эта история не про цивилизацию и дикарей, не про мужскую витальность или триумф воли, а отчасти старомодная, но вполне искренняя легенда о погоне за мечтой - одержимой и беззаветной. Сменившей в главной роли Брэда Питта Чарли Ханнэм, а также неузнаваемый в бороде Роберт Паттинсон идеально вписываются в героический канон Хаггарда и Конан Дойла, друзей реального Перси Фосетта (последний сочинял «Затерянный мир» по мотивам баек приятеля). Грэй же, умудрившийся даже в сценах посреди джунглей создать эффект разговора в номерах, наполняет камерное пространство фильма тенями больших произведений - от «Моби Дика» до «Фицкарральдо» (например, в дождливых лесах возникает боливийский карлик, приглашающий британских путешественников в оперу). Именно в такой партитуре - без удушающего пафоса, пересмешничества или искр безумия в глазах - «Затерянный город» можно по-настоящему полюбить.

Алексей Филиппов

Похожие статьи:

Немного информации от режиссеров будущих проектов Роба, Брейди Корбета и Джеймса Грея...
Соскучились по Рэю? Вот вам новый стилл из фильма "Ровер" ("Бродяга"). До Каннской премьеры осталось 3 дня...
Роуд-муви с ироничной темнотой....
13 мая мы очень весело отметили День Рождения нашего Роберта! В этой новости мы хотим продлить праздник и рассказать Вам о том, как поздравляли Роба по всему миру! ...




Добавить комментарий
Комментарии (15)